7 декабря состоялся очередной международный открытый семинар "Rossiсa: Русская литература в мировом культурном контексте. Актуальные проблемы источниковедения и теории культуры", организованный научной лабораторией ИМЛИ «Rossica» в содружестве с Центром франко-российских исследований в Москве, в рамках работы по исследовательскому гранту РФФИ № 20-012-00539 «Нобелевские лауреаты Б.Л. Пастернак (1958) и М.А. Шолохов (1965) в европейской кросс-культурной коммуникации».

На семинаре был представлен доклад русско-французской исследовательницы Юлии Подороги на тему готовящейся к публикации книги: «Борис Пастернак: конструкция эстетического опыта (музыка, философия, поэзия)».

Как известно, путь Пастернака к поэзии лежал через музыку и философию, но что скрывается за отказом от этих двух «подготовительных» к поэзии форм творчества? Кажется, поэтическому мышлению Пастернака присуще диалектическое движение гегелевского типа, при котором то, что отрицается, включается (снимается) в виде новой оригинальной конфигурации. Отсюда и специфическая роль субъекта в его поэзии: это одновременно и субъект познания (философский) и субъект абсолютной чувственности (музыкальный). Такая двойственность положения субъекта, противоречивое стремление к его утверждению и одновременному преодолению, и определяет метонимический стиль его поэзии.

 

Юлия Подорога, доктор философии (Лилльский университет) и доктор наук в области славистики (Сорбонна), приглашенный исследователь в ИМЛИ РАН (научная лаборатория «Rossica»). Автор книги Penser en durée. Bergson au fil de ses images «Мыслить по законам длительности. Бергсон в цепочке своих образов», и ряда статей о философских понятиях в русской литературе и искусстве конца 19 – начала 20 веков (Кандинский, Малевич, Филонов, Хлебников, Пастернак, Горький, Тургенев и др.)