27 мая в 17:00 в ИМЛИ РАН в «смешанном формате» состоится очередной открытый семинар научной лаборатории «Rossica: русская литература в международном культурном контексте» «Актуальные проблемы источниковедения и теории культуры». C докладом на семинаре выступит к.ф.н., с.н.с. Кузнецова Екатерина Валентиновна. Тема: "Живописные мотивы Арнольда Бёклина в поэзии русского модернизма".

Ссылку для подключения к ZOOM и ответы на все вопросы, касающиеся семинара, можно получить по адресу:  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

"Живописные мотивы Арнольда Бёклина в поэзии русского модернизма".

Творчество швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827–1901) – яркая страница европейской культуры. Его картина «Остров мертвых» в течении нескольких десятилетий в начале ХХ в. была любимым полотном русской интеллигенции. В докладе будет предпринята попытка рассмотреть эволюцию восприятия живописи Бёклина в эпоху русского модерна в поэзии, критике и общественном сознании.

К. Фофанов и Н. Клюев увидели в живописи художника глубокое отражение своих раздумий о череде рождения и умирания в жизни каждого человека и в судьбе всего человечества. А. Фёдоров обращается к образам Бёклина для создания собственной версии мифа об Орфее и Эвридике. И. Бунина привлекала лирика природы, пейзажи настроения, выражающие вечную красоту мироздания. Андрея Белого интересовали родственные его собственным исканиям опыты Бёклина в живописной мифопоэтике. В поэзии И. Савина и А. Тарковского «Остров мертвых» меняет свое символическое наполнение: из символа величия смерти он становится печальным памятником русской дореволюционной жизни, смытой волной исторических катаклизмов.

Эстетические принципы швейцарского художника пережили в России и поклонение, и отрицание, а «Остров мертвых» настолько органично вписался в чужую национальную культуру, что утратил ощущение своего иноземного происхождения и смог стать эмблемой жизни целой эпохи.