11 февраля 2021 года на платформе ZOOM состоялся научный семинар для молодых ученых «Миф о русской душе в фильме «Доктор Живаго» 1965 года (режиссер Дэвид Лин, США, Италия): контексты и пост-тексты нобелевской истории Б.Л. Пастернака». Семинар был организован в рамках работы по исследовательскому гранту РФФИ № 20-012-00539 («Нобелевские лауреаты Б.Л. Пастернак (1958) и М.А. Шолохов (1965) в европейской кросс-культурной коммуникации. Новые материалы к истории русской литературы 1930-1960-х гг.») под руководством Дарьи Сергеевны Московской (Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН).

Со-организатором научного семинара были научная лаборатория «Rossica» ИМЛИ РАН и кафедра Сравнительной истории литературы Российского государственного гуманитарного университета. В семинаре участвовали научные сотрудники ИМЛИ РАН А.М. Ариас-Вихиль, Е.Д. Гальцова (ИМЛИ РАН и РГГУ), Т.Г. Чеснокова, Я.Д. Чечнев, магистранты РГГУ 2 года обучения Анастасия Бородачева, Алёна Хохлова, Амела Конак, Даниил Провалов, Виктор Финогенов, Анна Харабет, Алла Кэлкэй, аспиранты РГГУ Анна Маркова, Анна Дадаева, Ирина Брянцева и др.

На семинаре рассматривались вопросы истории создания и первых публикаций «Доктора Живаго» в Европе и Америке как контекста присуждения Б.Л. Пастернаку Нобелевской премии по литературе в 1958 году. Учащимся РГГУ были предварительно разосланы фрагменты книги «Русский роман» (1886) Э.М. де Вогюэ, связанные с формированием западного культурного стереотипа «русская душа»: на фоне прочитанного ими были сделаны интересные наблюдения по поводу «русского колорита» в фильме, отмечена особая бережность режиссера и актеров в обращении с этим материалом, а также те явления, которые вызвали в свое время критику. С большим увлечением участники говорили о переплетении разных жанров в этом фильме – от эпопеи до мюзикла и типичной голливудской драмы. Были даны различные интерпретации большого успеха этого фильма у широкой публики, в том числе выявлены неочевидные связи с драматической нобелевской историей Б.Л. Пастернака.