Научная лаборатория "Rossica: русская литература в мировом культурном контексте" совместно с Филологическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова и Библиотекой-читальней им. И.С. Тургенева проводит Круглый стол "Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: к 160-летию публикации"
Время: 8 ноября 2022 г.
Круглый стол пройдет на базе Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (Москва, Бобров пер., д. 6) и в дистанционном формате.
Роман «Отцы и дети» увидел свет в февральском номере журнала «Русский вестник» за 1862 год. Однако и спустя 160 лет после публикации он остается одним из самых привлекательных для читателя сочинений Тургенева и считается каноническим текстом русской культуры. История его восприятия и толкования имеет свои магистральные линии, однако на разных временных этапах и в разных национальных традициях отношение к роману и его понимание отличаются. На круглом столе предполагается обсудить круг вопросов, связанных с рецептивной историей текста романа, проблемой его институциональной поддержки в разное время, спецификой интерпретации на современном этапе.
Круг обсуждаемых вопросов раскладывается на несколько проблемно-тематических блоков:
- «Отцы и дети» в восприятии современников Тургенева
При обсуждении этой темы на круглом столе предполагается обращение к разным аспектам. Восстановление конкретно-исторических фактов, связанных с публикацией романа. Рассмотрение не только литературно-критической полемики, приведшей к т.н. расколу в нигилистах, но и малоучтенных отзывов и рецензий, сохранившихся в том числе в мемуарных свидетельствах. Обращение к вопросу издания «Отцов и детей» во второй половине XIX века. Освещение проблемы востребованности у читателей. «Отцы и дети» в гимназической практике. Пародии на роман. «Отцы и дети» и проблема нигилизма и «новых людей». «Отцы и дети» и вопросы науки того времени. «Отцы и дети» в литературе 1860-1890-х гг. В ходе обсуждения постараемся ответить на вопрос о пределах и границах понимания «Отцов и детей» в первые десятилетия после публикации и о механизмах его канонизации.
- «Отцы и дети» вне России: переводы, оценки, суждения
В рамках этого тематического блока предлагается поговорить о первых иностранных читателях романа, о переводах «Отцов и детей» на иностранные языки и о традициях в интерпретации этого текста в странах Европы, Азии, Америки и др. на протяжении ХХ в., об иностранных исследователях, пишущих о романе, о плюсах и минусах их «другой» оптики, о современной ситуации в изучении этого текста в разных странах, о причинах трансформации тургеневского текста в интермедиальной практике на Западе.
- «Отцы и дети» сегодня: наука, школа, общество
В этом тематическом блоке круглого стола планируется поговорить о востребованности романа в настоящее время — читателями, школой, театром и кинематографом. Насколько стереотипно понимание романа, почему существует зазор между современными научными интерпретациями и школьной практикой? Как читать «Отцы и дети» современным детям, нужно ли «переводить» текст романа на современный язык? Что роман дал кинематографу и что кинематограф дал роману? Иные интермедиальные практики и роман. Новые стратегии в интерпретации романа.
В рамках этих тем предполагается дискуссия по каждому блоку. Заявки для участия в качестве дискуссанта (5-7 минут) с обязательным обозначением темы просьба присылать до 20 октября 2022 года по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (Беляевой Ирине Анатольевне), Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (Петраш Елене Григорьевне).
.
Структура заявки:
- ФИО;
- Ученая степень (если есть);
- Ученое звание (если есть);
- Статус заявителя: сотрудник системы учреждений Академии наук; преподаватель ВУЗа; докторант, аспирант, соискатель; студент; независимый исследователь, с указанием организации;
- Город заявителя и форма участия (очная или дистанционная);
- Координаты для связи (электронный адрес, по желанию – номер телефона);
- Тема выступления, с указанием одного из проблемно-тематических блоков.