кандидат филологических наук, доцент

старший научный сотрудник

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Академическая биография:

В 1994 г. закончила с отличием филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2000 по 2018 г. преподавала в Московском городском педагогическом университете. С 2019 г. – старший научный сотрудник Института мировой литературы. Постоянный участник международных конференций «XVIII век» (МГУ), «Виноградовские чтения» (МГПУ) и др.

Кандидатская диссертация:

Пасторальные мотивы в комедиях У. Шекспира

Научные интересы:

  • История английской литературы
  • европейская драма раннего Нового времени
  • творчество У. Шекспира, Г. Филдинга, Р.Б. Шеридана
  • сравнительное литературоведение
  • историческая поэтика

Избранная библиография:

Книги

  1. Многоликий Филдинг: коллективный труд / отв. ред. Е.П. Зыкова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. 272с. (член редколлегии).

  2. О.Уайльд и Россия: проблемы поэтики и рецепции / ред.‑сост. Е.В.Кузнецова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. 400 с. (член редколлегии).

  3. Ad Virum Illustrem. К 70-летию Михаила Леонидовича Андреева: колективная монография. М.: Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2021. 824 c. (раздел «Мотив «супружеской войны» и особенности трактовки семейной темы в английской комедии от Дж. Колмана до Р.Б. Шеридана», части I. Театр и театральное, с. 140–167).

  4. XVIII век: интимное и публичное в литературе и культуре эпохи: коллективная монография / под ред. Н.Т. Пахсарьян. СПб.: Алетейя, 2021. 590 с. (раздел «Сюжет Плавта в комедии Ж.-Ф. Реньяра “Неожиданное возвращение”: о границах публичного и приватного», с. 214–230).
  5. Драматургия Г. Филдинга в свете проблем исторической поэтики: учебное пособие для студентов и аспирантов филологических профилей. М.: МГПУ, 2019. 152 с.
  6. XVIII век: смех и слезы в литературе и искусстве эпохи Просвещения: коллективная монография / под ред. Н.Т. Пахсарьян. СПб.: Алетейя, 2018. 876 с. (раздел «Сюжет и характеры в структуре комедии Дж. Колмана «Ревнивая жена»: диалог с Генри Филдингом», с. 175–185).
  7. История мировой литературы (зарубежная литература Средних веков и Возрождения): Введение. Переход от Античности к Средневековью. Латинская литература раннего Средневековья. М.: МГПУ, 2015. 236 с.
  8. Драматургия Р.Б. Шеридана: традиции и литературный контекст: учебное пособие: в 2 частях. М.: МГПУ, 2013. Ч. 1. 160 с. Ч. 2. 180 с.
  9. История зарубежной литературы XVII века / под ред. Н.Т. Пахсарьян. М.: Высшая школа, 2005. 487 с. (глава «Английская драматургия», с. 304–392). См. также 3-е изд., исправ. и доп. (издательство Юрайт, 2018)
  10. Скотт В. Обрученная / Изд. подг. З.Е. Александрова и Т.Г. Чеснокова. М.: Ладомир; Наука, 2005. 320 с. Сер. Литературные памятники. (Подготовка, статья, примечания.)
  11. Шекспир и пасторальная традиция английского Возрождения: (Пасторальные мотивы в комедиях Шекспира): монография. М.: МАКС Пресс, 2000. 216 с.

Статьи

 

  1. Об эпическом и трагическом в жанровой структуре поэмы Дж.Милтона «Потерянный рай» (аспекты поэтики) // Эпох скрещенья. Литературные исследования от Средневековья до Нового времени: сборник памяти Андрея Николаевича Горбунова. М.: Литфакт, 2023. С.104–125.
  2. Филдинг-романист как посредник в развитии английской и французской драматургии 1760–1980-х гг. // Многоликий Филдинг: коллективный труд / отв. ред. Е.П.Зыкова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С.221–247.
    Жанр «большой комедии» в творчестве Филдинга // Многоликий Филдинг: коллективный труд / отв. ред. Е.П.Зыкова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С.19–64.
  3. Метаморфозы традиции в творчестве О.Уайльда-комедиографа: между комедией нравов и «хорошо сделанной пьесой» // О.Уайльд и Россия: проблемы поэтики и рецепции / ред.‑сост. Е.В. Кузнецова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 43–66.
  4. Александр Поуп: история в теории и теория в истории // «История литературы»: ненаучные истоки одного научного жанра / отв. ред. М.Р. Ненарокова. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С.220–260.
  5. Зима в Томах и «зима» в аду: еще раз о перекличках между Данте и Овидием // Studia Litterarum. 2022. Т/ №2. С. 40–61.
  6. Об эволюции публичного и приватного в структуре жанров комической драматургии: сюжет Плавта в пьесах Ж.Ф. Реньяра и Г. Филдинга // Studia Litterarum. 2022. Т. 7. № 1. С.10–39.
  7. «Великий Холод» и русская тема в романе В.Вулф «Орландо»: об одной литературной перекличке // Вестник МГПУ Сер. «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2021. №3 (43). С. 8–20.
  8. «Усмирение своенравной» А.Н. Островского: проблемы рецепции и принципы перевода шекспировской комедии // Studia Litterarum. 2020. Т. 5. № 4. С. 10–37. DOIhttps://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-4-10-37
  9. А.Н. Островский – переводчик Шекспира: «Усмирение своенравной» (история, жанровое своеобразие, творческие параллели) // ШАГИ / STEPS. 2020. Т 6. №. 3. С. 72–92. DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-3-72-92
  10. Межжанровые и межкультурные связи комедии Дж. Колмана «Ревнивая жена»: от Филдинга к Дефоржу // Новый филологический вестник. 2020. № 1 (52). С. 204–221. DOI: 0.24411/2072-9316-2020-00016
  11. «Супружеская война» или «Укрощение строптивой»? Картина семейных нравов в комедии Дж. Колмана «Ревнивая жена»: традиции и литературный контекст // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2020. № 3. С. 153–163.
  12. Три комедии о супружеских войнах: семейная тема в творчестве Дж. Колмана, А. Мерфи и Р. Камберленда // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2020. № 1 (37). С. 16–25. DOI: 10.25688/2076-913X.2020.37.1.02
  13. Христианский «Гамлет» П.А. Флоренского: к проблеме «русского Шекспира» // Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. науч. статей / науч. ред. Н.Г. Коптелова; отв. ред. А.К. Котлов. Кострома: КГУ, 2019. С. 129–134.
  14. Образные олицетворения Зимы и Весны в европейской и русской поэзии (от Алкуина до Ф.И. Тютчева) // Русистика и компаративистика: Сб. науч. трудов по филологии. Вып. XIII. М.: Книгодел, 2019. С. 42–63. DOI: 10.25688/2619–0656.2019.13.03
  15. Типология героя комедии Реставрации (на материале драматургии Дж. Этериджа и У. Уичерли) // Текст, контекст, интертекст: сб. науч. статей по материалам Международной научной конференции XV Виноградовские чтения (г. Москва, 3–5 марта, 2018 г.): в 3 т. Т. 3. Зарубежная филология. Философия. Междисциплинарные гуманитарные проблемы / Отв. ред. И.Н. Райкова. М.: Книгодел; МГПУ, 2019. С. 135–145.
  16. Григорий Великий – толкователь Библии и проповедник: у истоков средневековой западноевропейской ментальности // Мультикультурное пространство сквозь призму лингвистики, языковой политики и литературного художественного творчества: материалы Международной научной конференции (Москва, 6 апреля 2017 года) / ред. коллегия: И.А. Бубнова, Н.Д. Белоножко; отв. ред.: М.Н. Николаева. М.: МГПУ, 2018. С. 75–87.
  17. «Ревнивая жена» Дж. Колмана Старшего: драматургическая обработка «Истории Тома Джонса» и ее место в истории английской «веселой» комедии // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2018. № 4. С. 117–133.
  18. «Диалоги» Григория Великого и пространственно-смысловая структура средневековых видений // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 150–164.
  19. Сквозные метафоры в жанровой структуре и поэтике «Паломничества Чайльд-Гарольда» Дж.Г. Байрона // Вестник МГПУ. Сер. Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 4. С. 25-34.
  20. Комедия У. Шекспира «Укрощение строптивой»: к проблеме источников и интерпретации текста // Языковые процессы в эпоху глобализации. М.: МГПУ, 2016. С. 271–276.
  21. «Расточитель, застигнутый врасплох»: античный сюжет от Плавта – к Реньяру // XVIII век как зеркало других эпох. XVIII век в зеркале других эпох: сб. ст. / под ред. Н.Т. Пахсарьян. СПб.: Алетейя, 2016. С. 13–21.
  22. Образы стариков-самодуров в комедии Р.Б. Шеридана «Соперники»: поэтика и сюжетные функции // Текст. Контекст. Интертекст: сб. науч. статей по материалам международной научной конференции «XIV Виноградовские чтения (г. Москва, 16-17 октября 2015 года)». Том 3. Зарубежная филология: сб. науч. ст. по материалам XIV международной конференции Виноградовские чтения. М.: МГПУ, 2016. С. 169–180.
  23. Сюжет об Орфее в классической опере и его травестийная версия в комическом театре Г. Филдинга: две «Эвридики» // Вопросы филологии. М., 2015. № 3 (51). С. 72–80.
  24. Спор времен года в европейской литературе Средневековья и Ренессанса: Алкуин и Шекспир // Русистика и компаративистика: сб. науч. ст. / Гл. ред. М.Б. Лоскутникова. Вып. X. Вильнюс: ЛЭУ, 2015. С. 95–109.
  25. Мотив христианского утешения в письмах св. Иеронима Стридонского // Мотив в структуре художественного текста: Сб. науч. статей. М.: МГПУ, 2016. С. 20–39.
  26. «Репетиция», бурлеск и сатира в малой драматургии Г. Филдинга: от «Эвридики» к «Освистанной Эвридике» // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Филология. Теория языка. Языковое образование. М., 2015. № 1 (17). С. 23–32.
  27. Шекспир и «конец Ренессанса» : к проблеме мировоззренческих основ шекспировского метода // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Философские науки. М., 2015. № 1 (13). С. 47–59.
  28. Образ «добросердечного повесы» в «Школе злословия» Р.Б. Шеридана: традиции и литературный фон // Текст, контекст, интертекст: Сб. науч. статей по материалам Международной конференции «XIII Виноградовские чтения» (г. Москва, 15 – 17 октября 2013 года). Т. III. Зарубежная филология. Философия. История. Ч. 1. М.: МГПУ, 2014. С. 52 – 62.
  29. Топос светского остроумия в английской и русской комедии: от эвфуизма до А.С. Грибоедова // XVIII век: топосы и пейзажи: сб. ст.  / Под ред. Н.Т. Пахсарьян. Вып. 9. СПб.: Алетейя, 2014. С. 283–293.
  30. Концептуально-образная модель «естественного человека» в литературе эпохи Просвещения // Социально-гуманитарные знания: Научно-образовательное издание. М., 2014. № 4. С. 267–281.
  31. Поздние «малые пьесы» Р.Б. Шеридана: театрализация жанра (на материале музыкальных представлений «Военный лагерь» и «Славный день Первого июня») // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Филологическое образование. М., 2014. № 1 (12). С. 70–78.
  32. Философия Просвещения и проблема формирования сентиментальной модели «разумной чувствительности» // Социально-гуманитарные знания: Научно-образовательное издание. М., 2013. № 5. С. 190–204.
  33. Образ «чувствительной барышни» в комедии Р.Б.Шеридана «Соперники» // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Филологическое образование. М., 2013. № 2 (11). С. 58–67.
  34. «День святого Патрика» Р.Б. Шеридана и традиции фарса как «малой комедии» в английском театре XVIII в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Вестник ПСТГУ). Сер. III. Филология. М., 2013. № 2 (32). С. 65–77.
  35. Мотив «супружеской войны» в английской комедии от Шекспира до Шеридана // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Филологическое образование. М., 2013. № 1 (10). С. 83–90.
  36. Об эстетических и морально-философских основах трактовки понятия «юмор» в английской литературной критике XVII–XVIII вв. // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Философские науки. М., 2013. № 1 (7). С. 106–118.
  37. Фарс А. Мерфи «Обойщик» и традиции английской «веселой» комедии // Вестник МГПУ. Сер. Филологическое образование. М., 2012. № 2 (9). С. 77–88.
  38. Джон Милтон и проблема выбора индивидуального творческого пути (на материале поэзии 1630-х годов) // Текст, контекст, интертекст: сб. науч. статей по материалам Международной конференции «XII Виноградовские чтения» (г. Москва, 10 – 11 ноября 2011 г.). Т. 1: Русский язык. Зарубежная филология / Отв. ред. Е.Ф. Киров, Н.Л. Огуречникова. М.: МГПУ, 2012. С. 244–250.
  39. Идиллия и «антиидиллия» в полемическом диалоге К. Сиббера и Дж. Ванбру // XVIII век: литература в эпоху идиллий и бурь – XVIIIe siècle la literature au temps des idylles et des tempêtes: Научный сборник / Под ред. Н.Т. Пахсарьян. М.: Экон-информ, 2012. C. 145–153.
  40. «Критик» Р.Б. Шеридана в контексте традиций английского театрального бурлеска // Вестник МГПУ. Сер. Филологическое образование. М., 2011. № 2 (7). С. 56–65.
  41. Функции рамочной структуры и типы персонажей в комедии Р.Б. Шеридана «Критик» // Вестник МГПУ. Сер. Филологическое образование. М., 2011. № 1 (6). С. 81–88.
  42. Бурлескная драма раннего Г. Филдинга (к вопросу об игровом прецеденте) // Литература как прецедент: Сборник научных работ. М.: Экон-информ, 2010. (Вып. 1). С. 34–50.
  43. Бурлескная трагедия Генри Филдинга в контексте жанровой традиции // Arbor Mundi: Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2010. Вып. 16. С. 34–61.
  44. Английский театральный бурлеск от Ф. Бомонта до Дж. Гея: эстетика и «моральная философия» жанра // XVIII век: литература как философия, философия как литература – XVIII siècle: la littérature comme philosophie et la philosophie comme littérature: Научный сборник / Под ред. Н.Т. Пахсарьян. М.: Экон-Информ, 2010. С. 370–378.
  45. «Поездка в Скарборо»: опыт драматургической переделки в комедийном творчестве Р.Б. Шеридана (окончание) // Вестник МГПУ, сер. «Филологическое образование». 2010. № 1 (4). С. 60–72.
  46. «Поездка в Скарборо»: опыт драматургической переделки в комедийном творчестве Р.Б. Шеридана // Вестник МГПУ, сер. «Филологическое образование». 2009. № 2. С. 62–71.
  47. Поэтика римской доблести в «Горации» П. Корнеля // Arbor Mundi: Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2009. Вып. 15. С. 9–27.
  48. Типология сюжета и характеров в «балладной опере» Р. Б. Шеридана «Дуэнья» // Вестник МГПУ, сер. «Филологическое образование». 2009. № 1. С. 72–81.
  49. Жанровые вариации «семейной» комедии нравов в последних пьесах Г. Филдинга // Вестник МГПУ. Сер. «Филологическое образование». М., 2008. № 1. С. 35–41.
  50. «Семейная» комедия нравов в драматургии Г. Филдинга: типология женских и мужских характеров (на материале пьесы «Современный муж») // XVIII век: женское/мужское в культуре эпохи: Научный сборник / Под ред. Н.Т. Пахсарьян. М.: Экон-Информ, 2008. С. 410–417.
  51. К проблеме «трагического гуманизма»: еще раз о Шекспире и Ренессансе // Шекспировские чтения 2004 / Отв. ред. И.С. Приходько. М.: Наука, 2006. С. 50–66.
  52. Шекспировские мотивы в лирике А. Блока // Русистика и компаративистика: Сб. науч. статей. Вып. 1. М.: МГПУ, 2006. С. 96–105.
  53. Бен Джонсон: теория «гуморов» и стиль // Восьмые международные Виноградовские чтения. Проблемы изучения и преподавания зарубежной литературы. Материалы конференции 23-25 марта 2004 г. М.: МГПУ, 2004. С. 140149.
  54. Вальтер Скотт: начало карьеры романиста // Вестник МГПУ. 2004. № 2 (7). – С. 152–159.
  55. Проблемы формирования барокко в английской драме 1610–1642 гг. // Седьмые международные Виноградовские чтения. Актуальные проблемы изучения зарубежной литературы. М.: МГПУ, 2004. С. 110134.
  56. К вопросу о поэтике «средневековых» романов Вальтера Скотта (на материале романа «Обрученные») // Художественные искания русских и зарубежных писателей: Вопросы поэтики: Межвузовский сборник научных статей. М.: Изд-во МГПУ, 2002. С. 139164.
  57. Пушкин и Шекспир: «странные сближения» // В спорах о Пушкине: Научные чтения. М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 7992.
  58. Функциональные аспекты пасторальных мотивов в «Буре» Шекспира // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1996. № 3. С. 2636.
  59. Об одной из характерных мыслительных структур Ренессанса // Актуальные проблемы философии истории. М.: Луч, 1995. (Социальная теория и современность. Вып. 23). С. 110126.

Рецензии

  1. Рец.: Горбунов А.Н. Чосер средневековый. М.: Лабиринт, 2010. 335 с. (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры) // Вестник МГПУ. Сер. Филологическое образование. М., 2010. № 2 (5). С. 128–133.
  2. Рец.: Андреев М.Л. Литература Италии: Темы и персонажи / М.Л. Андреев. М.: РГГУ, 2008. 415 с. // Вестник МГПУ, сер. Филологическое образование. 2009. № 2. С. 136–141.
  3. Рец.: Гиленсон Б.А. Марк Твен: судьба «короля смеха». М.: МГПУ, 2007. 248 с. // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2008. № 2. С. 168–172.

Выступления в СМИ

Участие в программе «От пролога к эпилогу» (автор и ведущая – Людмила Борзяк). Тема: «К 200-летию выхода романа Вальтера Скотта “Айвенго”». Радио России. Эфир от 21 апреля 2019, 29 марта 2020: https://www.radiorus.ru/brand/57189/episode/2257147

Участие в программе «От пролога к эпилогу» (автор и ведущая – Людмила Борзяк). Тема: «Собор Парижской Богоматери: архитектурный и литературный образы». Радио России. Эфир от 2 июня 2019: https://www.radiorus.ru/brand/57189/episode/2173345

Участие в программе «От пролога к эпилогу» (автор и ведущая – Людмила Борзяк). Тема: «“Робинзону Крузо” - 300 лет». Радио России. Эфир от 29 сентября 2019: https://www.radiorus.ru/brand/57189/episode/2188340

Участие в программе «От пролога к эпилогу» (автор и ведущая – Людмила Борзяк). Тема: «Триумф и трагедия Оскара Уайльда». Радио России. Эфир от 17 ноября 2019: https://www.radiorus.ru/brand/57189/episode/2220218?fbclid=IwAR1LYyabNaovN7GqW7WLILNUQgEOX10_eZNY7FeGTbDk4UbSuX918HVNtNE