главный научный сотрудний, доктор филологических наук, заведующая Научной лабораторией “Rossica: русская литература в мировом культурном контексте”
Академическая биография:
Елена Дмитриевна Гальцова родилась в Москве, в 1988 г. окончила романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (тема дипломной работы: «Поэтика «Созерцаний» Виктора Гюго»); в 1991 г. - аспирантуру по кафедре Истории зарубежных литератур филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; в 1993 г. защитила в МГУ кандидатскую диссертацию на тему «Французская сюрреалистическая драматургия 1920-х годов» под научным руководством Л.Г. Андреева; в 2008 г. защитила в ИМЛИ РАН докторскую диссертацию на тему «Театральность в художественной системе французского сюрреализма» по специальности 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья.
Работает в ИМЛИ РАН с января 1994 г.: с 1994 по 2014 гг. в должности старшего научного сотрудника, с 2014 по 2019 г. – в должности ведущего научного сотрудника, с 2019 г. – в должности главного научного сотрудника в отделе литератур Европы и Америки новейшего времени. С 2019 г. является заведующей Научной лабораторией “Rossica: русская литература в мировом культурном контексте”
Свою научную жизнь Е.Д. Гальцова совмещает с преподаванием в вузах. Работала в Российской академии театрального искусства – ГИТИС с 1988 по 1993 гг., затем, в 1993-2003 гг. по совместительству – в Военном университете (бывш. ВИИЯ), Французском Университетском коллеже (Москва), Московском гуманитарно-экономическом институте (Москва) и др. В 2004 г. работала приглашенным профессором в Университете Клермон-Феррана им. Блеза Паскаля (Франция), отделение славистики, в 2008 г. – в Университете Пикардии имени Жюля Верна (Франция), отделение компаративистики. С 2004 г. по н. вр. преподает на кафедре Сравнительной истории литератур Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ): в 2004-2009 гг. в должности доцента, с 2009 г. по н.вр. – в должности профессора. С 2014 г. по н. вр. - профессор кафедры Истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Член диссертационных советов ИМЛИ РАН Д.002.209.01 и филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова МГУ.10.10.
Сфера научных интересов: французская и франкофонная литература и театр XIX-XXI вв., культурные связи между Россией и Европой, рецепция «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского в Европе и Америке, история идей, теория литературы, компаративистика, культурный трансфер, генетическая критика, автобиографическое письмо, взаимодействия между разными видами искусств в литературе, антропологические интерпретации литературы и театра.
Автор более 200 научных публикаций, вышедших в России, Франции, Германии, Италии, Голландии: статей, рецензий, научного аппарата к изданиям французских авторов; а также автор учебных пособий и программ. Переводчик художественной литературы (А.Камю, Ж. Батай, А. Бретон, Л. Арагон, Р. Кревель, Р. Витрак, М. Дюрас, М. Лейрис, Д.-Ж. Габили, Ф. Соллерс, Ж. Старобинский, Т. Тцара и др.), научных и публицистических текстов с французского, английского и итальянского.
Участие в научных обществах, ассоциациях и комиссиях:
Член Комиссии по литературе и интеллектуальной культуре Франции Научного совета «История мировой культуры» РАН;
Член международной редколлегии журнала «Critique» (Франция);
Ассоциированный исследователь Центра франко-российских исследований в Москве (CERF)
Член научного общества «Исследования сюрреализма» Национального центра научных исследований Франции и Университета Париж-3.
Ассоциированный научный сотрудник Центра Сравнительного изучения литературы и поэтики университета Париж-10, Нантерр.
Организатор /со-организатор международных научных конференций (сведения за последние 10 лет):
- France–Russie : Intellectuels, pouvoir et littérature aux XVIIIe, XIXe et XXe siècles. Colloque international. Paris, Sorbonne, 25-27 novembre 2010.
- Traduire, écrire, éditer: France-Russie. Rencontres-débat, colloque international. Amiens, 2-3 décembre 2010.
- Международная конференция «Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы» Российский государственный гуманитарный университет, 22-23 сентября 2011.
- Международная конференция «Взаимодействия между культурами стран Запада (Европа, Америка) и Советского Союза в 1920-1930-е годы». ИМЛИ РАН, 14 сентября 2012.
- Международная конференция «Le Rapport à l’étranger dans la littérature et les arts soviétiques». 10 novembre 2012. ARIAS-CNRS, Paris
- Международная конференция «La fabrique du soviétique dans les arts et la culture. Le rapport à l’étranger». 24-25 octobre 2013, ARIAS-CNRS, INHA, Paris
Международная конференция «Издательская политика СССР и иностранные писатели в 1920-1960е годы. Европа, Америка». ИМЛИ РАН. 8 июля 2014.
- Международная конференция «Литература как автономия: интеллектуалы и идеология в ХХ в. (Россия и Запад)» ИМЛИ РАН совместно с Центром франко-российских исследований в Москве. 10-11 сентября 2015.
- Международный симпозиум «Наполеоновские мифы в мировой культуре: эпистемология, аксиология, репрезентации в литературе, историографии, искусстве», 3-5 октября 2016, ИМЛИ РАН
- 100 раз Дада. Международная научная конференция. 10-12 ноября 2016, Государственный музей им. В.В. Маяковского, Государственный институт искусствознания, ИМЛИ РАН. (место проведения конференции – Центр Авангарда при еврейском музее и центре толерантности, Государственный институт искусствознания.
- Международные конференции и круглые столы «Преодолевая национальные и политические границы… Культурная синергия России и Франции» в Российском Духовно-Культурном Православном Центре в Париже, сентябрь-октябрь 2017.
- Концепции художественного творчества на Международном конгрессе писателей в защиту культуры (Париж, 1935). Научная конференция с международным участием. ИМЛИ РАН, 28 мая 2018
- Международная научная конференция «Тургеневские дни в Брюсселе: русские писатели за рубежом» К 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Брюссель, Российский центр науки и культуры (Бельгия) – Буживаль (Франция), 4 - 8 июля 2018 года
- Российско-французская конференция "Поль Клодель и Россия. К 150-летию со дня рождения французского писателя". ИМЛИ РАН – ЦФРИ, 15-16 октября 2018.
- Международная конференция «Тургенев в межкультурной коммуникации». РГГУ, 21-22 ноября 2018 г.
- Международная конференция «Гийом Аполлинер и культуры «нового духа». К 100-летию публикации сборника “Каллиграммы”». 24 декабря 2018. ИМЛИ им. А.М. Горького РАН
Руководство грантовыми проектами:
Руководитель издательского гранта РГНФ 05-04-16142 д – «Энциклопедический словарь сюрреализма», 2005 г.
Руководитель исследовательского гранта РГНФ-НЦНИ Франции 11-24-17001 a/Fra – ETRANSOV PICS N 6027 –«Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории 1917-1941 гг. » - 2011-2013 гг.
Руководитель издательского гранта РГНФ № 15-04-16159 д: публикация коллективной монографии «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917–1941 гг. Исследования и архивные материалы». 2015 г.
Руководитель исследовательского гранта РГНФ «Иностранные писатели и СССР: неизданные материалы 1920х-1960-х годов. Культура и идеология» (14-04-00557 а) - 2014-2016 гг.
Руководитель исследовательского гранта РФФИ № 18-012-90044 Достоевский «"Записки из подполья" Ф.М. Достоевского и проблема "подпольного человека" в культуре Европы и Америки конца XIX- начала XXI вв.»
Избранная библиография научных работ и переводов:
1. Монографии:
Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М., РГГУ (с грифами ИМЛИ и научного совета РАН «История мировой культуры»), 2012, 546 с., 29,3 п.л.
Творчество Андре Бретона как энциклопедия сюрреализма. М., ИМЛИ РАН, 2019, 22 п.л. (в печати)
2. Научное руководство (и со-руководство) коллективными трудами, специальными выпусками научных журналов:
- Антология французского сюрреализма 1920-х годов. (совм. с С.А. Исаевым). М., ГИТИС, 1994, 391 с.
- Moscou 2001 - Odyssée de la Russie. Critique, P., Janvier-fevrier 2001, № 644-645, 160 p. (совм. с В. Береловичем)
- Cahiers d’histoire culturelle « Les voyages du theatre. Russie/France ». Universite de Tours, N 10, 2001, 209 p. второе издание- № 22, 2009 (совм. с М.-К. Отан-Матье и Э. Анри)
- Превратности выбора: Антологии и словари в практике сюрреализма и авангарда. Сюрреализм и авангард в антологиях и словарях. М., РИО МГК, 2004, 236 с. (совм. с Т.В. Балашовой и Ж. Шеньо-Жандрон.)
- От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006. 319 с. (Совм. с М.-К. Отан-Матье)
- Энциклопедический словарь сюрреализма. (совм. с Т.В. Балашовой). М., ИМЛИ, 2007. 581 с.
- Текстология и генетическая критика: общие проблемы и теоретические перспективы. М., ИМЛИ РАН, 2008. 267 с. (отв.ред.)
- Отв. ред. материалов международной конференции «Антропологический подход в изучении драматургии и зрелищных искусств // Новые российские гуманитарные исследования, сер. Культурология, № 4, 2009. http://www.nrgumis.ru
- Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы. М., РГГУ-Ключ С, 2011. Ред.-сост. Н.М. Великая, Е.Д. Гальцова, 640 с.
- «Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941 гг.» Специальная рубрика журнала. Сост. и ред. Новые российские гуманитарные исследования. Сер. Литературоведение – N 7, 2012 (6 п.л.); N 8, 2013 (14 п.л.). http://www.nrgumis.ru (Составление и редактура)
- Издательская политика СССР и иностранные писатели в 1920-1960-е годы. Европа, Америка. Подборка научных статей (6 п.л.). Составление и редактура // Новые российские гуманитарные исследования, Сер. Литературоведение. № 9, 2014, http://www.nrgumis.ru
- Западные писатели и СССР в 1920-1960-е годы: культура, идеология, власть. Специальная рубрика журнала (10 п.л.). Новые российские гуманитарные исследования, Сер. Литературоведение. № 10, 2015, http://www.nrgumis.ru . Составление и редактура.
- Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941 (коллективная монография). М., ИМЛИ РАН, 2015 . 871 с. (54,5 п.л). Отв. ред.
3. Научная публикация архивных материалов:
- Тристан Тцара. Сюрреализм и литературный кризис. М., ИМЛИ РАН, 2016 (предисловие, перевод, комментарии Е.Д. Гальцовой). 96 с. (6 п.л.)
- Поль Клодель, Иван Аксенов. Тиара Века (публикация О.Н. Купцовой, В.П. Нечаева и Е.Д. Гальцовой). Комментарии Е.Д. Гальцовой // «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941. Исследования и архивные материалы». М., ИМЛИ РАН, 2015. С. 437- 520. 5 п.л.
- «Из переписки Жан-Поля Сартра» (письма Ж.-П. Сартра из российских архивов, материалы по приему Сартра в СССР в 1950е-1960е годы. / Диалог писателей. М., ИМЛИ РАН, 2002, с. 488-521.
4. Статьи (избранное):
- «Театральные эксперименты Луи Арагона». / Вестник Московского Университета, серия 9, Филология, М., № 1, 1992, с. 41-38.
- «Сюрреалистическая драматургия Ж. Югне и Ж. Неве». / Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. М., 1994, с. 118-129.
- «Критика и клиника». / Новое литературное обозрение. 1995, № 13, с. 401-403.
- «Проблема мифа у французских сюрреалистов». / Соросовские лауреаты, М., 1996, т. 3, с. 28-36.
- “Calligraphie du corps dans Nadja de Breton” / “Genèse textuelle, Identités sexuelles”, paris, Du Lérot, 1997, pp. 75-85.
- “Le Desespéranto. Utopie de l’écriture universelle chez Tzara et Breton”/ “Mélusine”, N 17, 1997, Lausanne, l’Age d’Homme, p. 275-292.
- “Semé а tout vent: le surréalisme en dictionnaire” / Critique, paris, N 608-609, 1998, pp. 1027-1039.
- «Недоразумения (первая канонизация Сартра в СССР)». / Литературный пантеон. М., Наследие, 1999, с. 291-314.
- «На грани сюрреализма. Франко-русские литературные встречи: Жорж Батай, Ирина Одоевцева и Георгий Иванов». / Сюрреализм и авангард. М., ГИТИС, 1999, с. 105-126.
- «Сюрреалистические симуляции. (О некоторых особенностях концептуального творчества французских сюрреалистов, связанных с проблематикой клинического безумия, игры и марксизма». / Вестник филологического факультета Института иностранных языков в Санкт-Петербурге, № 2-3, 1999, СПб., с. 68-83.
- Комментарии и хронологический очерк жизни Ж. Батая. / Жорж Батай. Ненависть к поэзии. Москва, Ладомир, 1999, с. 571-613.
- «Два варианта пьесы Жака Барона «Стойкие путешественники». О некоторых семиотических аспектах рукописи сюрреалистической драмы». / Языки рукописей. СПб, Канун, 2000, с. 213-231.
- «Театр Жана Жене». / Жан Жене. Строгий надзор. М., ГИТИС, 2000, с. 455-472.
- «Символизм в эстетической программе Андре Бретона». / Искусствознание, М., № 1, 2001, с. 418-433.
- « Autour d’un inédit “moscovite” de Tristan Tzara », accompagné de la publication du texte de Tzara “Le surréalisme et la crise littéraire”. / Mélusine, Lausanne, L’Age d’Homme, N XXI, 2001, p. 295-317.
- « Le nouveau roman russe » / Critique, N 644-645, 2001, p. 73-85.
- « Les pièces de Paul Claudel en Russie dans les années 1910 et 1920 » / Cahiers d’histoire culturelle « Les voyages du théâtre. Russie/France ». Tours, N 10, 2001, p. 75-98.
- « Fox-trot avec Jean-Paul Sartre : « La p… respectueuse » et « Nekrassov » en URSS » / RITM - Recherches interdisciplinaires sur les Textes modernes, Numéro spécial: Etudes Sartriennes, 8, 2001, p. 221-252. Отрывки из статьи опубликованы в статье « Nekrassov en U.R.S.S. » dans J.- p. Sartre. Théâtre. Рaris, Gallimard, bibl. de la Рléïade, 2005, p. 1481-1482.
- « Le jeu du signifiant, ou le théâtre surréaliste à la lettre dans « L’Ephémère » de Vitrac » / Surréalisme et pratiques textuelles, 2002, p. 31-46.
- « Racine (s) de « L’Impossible ». Sur la phénoménologie du non-dit chez Georges Bataille » / Regards/mises en scène dans le surréalisme et les avant-gardes. Leuven, France, Peeters, 2002, pp. 149-170.
- «Автоматическое письмо». / Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. М., Наследие, 2002, с. 194-219.
- «Из переписки Жан-Поля Сартра». / Диалог писателей. М., Наследие, 2002, с. 488-521.
- «Французский сюрреализм: проект абсолютной трансгрессии и понятие «черного юмора». / Кануны и рубежи. М., ИМЛИ РАН, 2002, т. 2, с. 338-349.
- « Аспекты освоения живописи символизма в эстетике Андре Бретона: случай Гюстава Моро». / Символизм в авангарде. М., Наука, 2003, с. 380-391.
- «Письмо и жертвоприношение». / Начало, М., № 6, 2003, с. 25-52.
- «В поисках нового языка». / Антуан де Сент-Экзюпери. Южный почтовый … М., АСТ, 2003, с. 5-16. Комментарии к данному изданию – с. 875-894.
- «Философская проза и драматургия Жан-Поля Сартра». / Жан-Поль Сартр. Тошнота... М., АСТ, 2003, с. 5-18. Комментарии к данному изданию – с. 677-716.
- « Les mythes et la pensée mythique dans la dramaturgie surréaliste :discontinuité et continuité des structures de la représentation théâtrale ». / Les Mythes des avant-gardes. Clermont-Ferrand, presses universitaires Blaise pascal, 2003, p. 331-346.
- Иронический классицизм Альбера Камю./Альбер Камю. Посторонний… М., АСТ, 2003, с. 5-16. Комментарии к изданию с. 771-778, 794-795.
- Теория «патологического» творчества в работах П.И. Карпова. / Русская теория 1920-1930-е годы. Материалы 10-х Лотмановских чтений. М., РГГУ, 2004, с. 304-310.
- Лаборатория авангардистской мысли: «Критический словарь» журнала «Документы». / Превратности выбора… М., РИО МГК., 2004, с. 60-87. Повторная публикация в сб. Предельный Батай. Спб., издательство Спб университета, 2006. с.63-88.
- 11 статей для « Dictionnaire Sartre ». Paris, Honoré Champion, 2004, pp. 68-69, 139, 140-141, 185, 225, 349-350, 372, 383-384, 402-404, 470-471, 501-502, 523. ( в том числе статья о Ф.М. Достоевском)
- Между сюрреализмом и коммунизмом: история «московской» рукописи Тристана Тцара «Сюрреализм и литературный кризис».// Вопросы литературы. М., N 6, 2004, с. 195-209.
- Достоевский в автобиографических произведениях и переписке Поля Клоделя. // Наваждения. К истории «русской идеи» во французской литературе ХХ века. М., Наука, 2005, сс. 76-113.
- Les avant-gardes européennes dans la jeune Russie soviétique. // Russie France Allemagne Italie. Transferts quadrangulaires du néoclassicisme aux avant-gardes. paris, Du Lérot, 2005, p.. 179-195
- Parallèles dadaïstes dans les avant-gardes russes // Les Dossiers H. Dada circuit total. Lausanne, l’Age d’homme, 2005, p. 363-372 .
- Tranches du réel sur la scène moscovite. // Critique, paris, Minuit, août-septembre 2005, p. 713-726.
- От Диониса к Дианусу: о некоторых аспектах восприятия эстетики Фридриха Ницше в творчестве Жоржа Батая. // Искусство versus литература. Франция-Россия—Германия на рубеже XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006, с. 386-404.
- «Записки из подполья» в парижском театре ужасов Гран-Гиньоль. // От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006, с. 29-47.
- «Чайка» Маргерит Дюрас. // От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006, с.240-253.
- Театр картин Роже Витрака. // Театр художника. Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И.Уваровой. М., 2006, с. 47-53.
- Les Voyageurs debout, une pièce oubliée de Jacques Baron // Les Oubliés des avant-gardes. Chambéry, Université de Savoie, 2006. p. 207-220.
- Du spleen à la danse. paris dans La pension Maubert de Valentin Parnak. // RITM – Recherches interdisciplinaires sur les Textes modernes, Numéro spécial « paris-Berlin-Moscou. Regards croisés (1918-1939). Université paris-X, n 35, 2006. p. 67-84. Параллельная публикация на немецком языке: Vom Spleen zum Tanz. paris in den unveröffentlichtenErinnerungenvon Valentin Parnak La pension Maubert. // Die Blicke der Anderen. paris-Berlin-Moskau. Bielefeld, Aesthesis Verlag, 2006. S. 175-194.
- Charisme et déshérence. Du Théâtre d’Art de Moscou à la galaxie Stanislavski. // Critique. Paris, n 713, 2006, p. 815-826.
- Андре Бретон.// Большая Российская энциклопедия. Т. 4. М., Российская энциклопедия. 2006, С. 198.
- 52 статьи для Энциклопедического словаря сюрреализма. М., ИМЛИ, 2007. С. 45-49, 60-61, 63-64, 71-79, 103-104, 106-108, 127-129, 161-163, 180-184, 209-211, 220-221, 220-221, 251-254, 260-261, 273-274, 276-279, 284-288, 291-293, 295-297, 305-308, 322-325, 327-328, 339-341, 350-352, 363-364, 369-373, 392-393, 395-402, 411-412, 421-423, 429-430, 433-435, 458-460, 466-470, 480-481, 487-488, 490-503, 524-527, 537-538, 544-545, 553-555. - 12 п.л.
- Введение для Энциклопедического словаря сюрреализма. М., ИМЛИ, 2007. С. 5-10, совм. С Т.В. Балашовой
- Театр, «грезы» и психоанализ в теории Андре Бретона, Роже Витрака и Антонена Арто. // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Материалы пятых Андреевских чтений. Москва, Экон-Информ, 2007. С. 55-66.
- Юмор и его отношение к театру в эстетике сюрреалистов, Арто и Витрака // Романский коллегиум. Сборник междисциплинарных научных трудов. Вып. 1. Спб, Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2007. С. 30-44.
- Книга во французской сюрреалистической драматургии // "Теория и мифология книги. Французская книга во Франции и России". М., РГГУ, 2007. с. 133-151.
- Métamorphoses de paris chez un émigré russe // Le voyage à paris. RITM, № 37, 2007. Р. 79-91.
- Le politique et le théâtre surréaliste // Surréalisme et politique – politique du surréalisme. Avant-garde critical studies, 22. Amsterdam-New York, 2007. p. 97-106.
- Поэзия во французской сюрреалистической драматургии (малые формы) // Авангард и театр 1910-1920-хгодов. М., Наука, (Научный совет РАН «Историко-теоретические проблемы искусствознания». Комиссия по изучению искусства авангарда), 2008. С. 662-682 .
- 4 статьи для Энциклопедического словаря экспрессионизма. М., ИМЛИ, 2008. С. 62-66, 131-133, 494-496, 590-594.
- Жанровое своеобразие французской сюрреалистической драматургии. // Искусствознание, 2008, № 2.С. 254-281.
- К вопросу о теории прекрасного во французском сюрреализме. // Обсерватория культуры, 2008, № 2. С. 118-124.
- Кризис персонажа во французской сюрреалистической драматургии // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Материалы шестых Андреевских чтений. М.: Экон-Информ, 2008. - С. 15-24.
- Концепции «реальности» / «сюрреальности» и театральная эстетика Андре Бретона // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. М., 2008, № 9. - С. 207-217.
- “Im Automobil durch Europa” und Georgij Ivanov prosa der 1930er Jahre: Zur Genese des modernen Schreibens in prisma der Gattung Skizze. // FlüchtigeBlicke. Relectürenrussischer Reisetexte. Bielefeld, Aesthesis Verlag, Band 3, 2009. - С. 329-346.
- К вопросу о визуальном и вербальном началах в сюрреализме. // Лики времени. Москва, МГУ, 2009. p. 298-308.
- Les avatars du pirandellisme dans la dramaturgie surréaliste des années 1920 // Dazwischen. Reisen-Metropolen-Avantgarden. Bielefeld, AesthesisVerlag, Band 8, 2009. - С. 453-464.
- Камю А. // Большая Российская энциклопедия. Т. 12. М. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия, 2008. С. 661. – 0,2 п.л.
- К вопросу о генезисе понятия "театральность" во Франции: от Вагнера к театральной семиотике // Литература ХХ века. Итоги и перспективы изучения. Седьмые андреевские чтения. М., Экон-Информ, 2009. С. 25-35. - 0, 75 п.л.
- Транспозиция психоанализа З. Фрейда в театральной эстетике французских сюрреалистов (А. Бретон, Р. Витрак, А.Арто) // Европейский контекст русского формализма (к проблеме эстетических пересечений: Франция, Германия, Италия, Россия). М., ИМЛИ РАН, 2009. С. 235-251. – 1 п.л.
- Le Théâtre de la parole : remarques sur la “poésie” au théâtre chez Novarina à partir d’Artaud et de Vitrac // Frédérik Detue, Olivier Dubouclez (dir.), Valère Novarina : Le langage en scène, Caen, Lettres modernes Minard, coll. « Écritures contemporaines », vol. 11, 2009, p. 47-64.
- Exil et écriture d’avant-garde : « Les parigots » d’Iliazd //Dans le dehors du monde. Exils d’écrivains et d’artistes au XXe siècle. Paris, presses Sorbonne Nouvelle, 2010. p. 39-52. – 1 п.л.
- Очерки «По Европе на автомобиле» в генезисе художественной прозы Георгия Иванова 1930-х годов // Беглые взгляды. Новое прочтение русских травелогов первой трети ХХ века. М. НЛО, 2010. С. 271-285 – 1 п.л.
- Сюрреализм: от эстетики разрыва к «суммированию» культуры // Авангард в культуре ХХ века. Теория, история, поэтика. М., ИМЛИ РАН, 2010. Т. 1, С. 471-529. – 4 п.л.
- Французский вектор авангарда // Авангард в культуре ХХ века. Теория, история, поэтика. М., ИМЛИ РАН, 2010. Т. 2, С. 208-272 – 4,3 п.л.
- От нарратива к театральной пьесе ужасов: "Система доктора Смоля и профессора Перро" в переложении для Гран-Гиньоля // Научные доклады фил.фак-та МГУ, вып. 6, М., МГУ, 2010. С. 138-142. - 0,4 п.л.
- Понятие "нового духа" и развитие авангардных движений в литературе предвоенной Франции (1910-годы) //Французский акцент в мировой культуре: к 60-летию А.Н. Таганова: коллективная монография. Иваново: ИвГУ, 2010. С.66-76. – 0,5 п.л.
- Красное и/или черное? Эстетические аспекты насилия в осмыслении сюрреалистов // Новое литературное обозрение, 2010, № 104. - 1 п.л.
- Жертвоприношение субъекта письма в литературных произведениях Жоржа Батая // Культ как феномен литературного процесса: автор, текст, читатель. Отв. ред. А.П. Уракова, М.Ф. Надъярных. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 106-120. – 1,5 листа.
Достоевский во Франции: "Подпольный дух" // Там же. С. 161-178. - 1,5 листа
- Формирование эстетики французского сюрреализма и проблема культуры // Европейские судьбы концепта культуры. (Россия, Германия, Франция, англоязычный мир). М., ИМЛИ РАН, 2011, С. 167-184. – 1 лист
- Леттризм, Большая Российская энциклопедия, Том 17. М.,2010. с. 352.
- Наполеон от первого лица: футуристические отождествления (Игорь Северянин и Владимир Маяковский) // «Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы). М., РГГУ-Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук-Ключ С, 2011. с. 345-361 – 0,75 п.л.
- Книга П.И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» (1926) в европейском культурном контексте. Материалы к исследованию // Новые российские гуманитарные исследования, 2011. http://www.nrgumis.ru
- Aspirations linguistiques chez André Breton. De l’universalisme et la multiplisité langagières à la création des dictionnaires surréalistes. // Plurilinguisme et Avant-Gardes, Bruxelles, Peter Lang, 2011, p. 459-466 – 1 лист
- Objets non identifiés : la dramaturgie française contemporaine en Russie // Critique, novembre 2011, = 0,3 листа
- Le travail de la sincérité dans les écritures martiales // Luzi Ch. Le mentir-vrai dans la littérature de guerre. Colonna édition, Alata, Corse.2011. p. 3-13.
- Понятие "абстракции" у Тристана Тцара и его воплощение в пьесах
"Первая небесная авантюра Г-на Антипирина", "Вторая небесная авантюра Г-на Антипирина" и "Газодвижимое сердце" // Беспредметность и абстракция. Ред. Г.Ф. Коваленко. М., Наука, 2011
- Images de Napoléon chez les futuristes russes : déformations du mythe et recherches de « l’homme du futur » (Khlebnikov, Severianine, Maïakovski) // Attentes et sens autour de la présence du mythe de Napoléon aujourd’hui. Sous la direction de J.-D. poli. Editions Alain
Piazzola, Ajaccio, 2012. p. 349-366. 1 п.л.
- Мишо Анри // Большая Российская энциклопедия. Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2012. Т. 20. С. 518.
- Модиано Патрик // Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2012. Т. 20. С. 589
- Современные западные писатели-модернисты и проблема разработки нового эпоса в журнале «Литературный критик» в 1933-1935 гг.: Дос Пассос, Джойс, Пруст, Жюль Ромен (к постановке вопроса) // Новые российские гуманитарные исследования – электронный журнал. 2012, №7.http://www.nrgumis.ru
- Georges Bataille en Russie. De la révolution sexuelle à l’invasion sacrificielle // Critique, 2012, N 788-789, janvier-février. p. 138-151.
- Lа réception de l’œuvre de Flaubert en URSS dans les années 1920 et 1930. http://halshs.archives-ouvertes.fr/docs/00/75/95/26/PDF/PICS_ETRANSOV_10nov_2012_HAL.pdf
(Опубликовано во французских «открытых архивах» (Национальный центр научных исследований Франции) в рамках российско-французского гранта РГНФ-НЦНИ)
-От описания картин в повести «Надя» к «стихо-вещи»: вариант трансформации экфрасиса в сюрреализме//«Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. М., НЛО, 2013 .с.199-209. 1 п.л. ISBN 978-5-444-800071-3, тираж 1 000 – РИНЦ.
-Georges Bataille en Russie. De la révolution sexuelle à l’invasion sacrficielle // Critique. Paris, éditions de Minuit. 2013, N 788-789, janvier-février. P. 138-151 – 0, 75 п.л. ISSN 0011-1600 ISBN 978.2.7073.2203.6.
-О переводе «французского характера в русские буквы»: флоберовские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского. // Россия и франкоязычный мир в диалоге искусств: литература, живопись, театр, кинематограф. Российский институт культуровологии, Московская областная государственная научная библиотека им. Н.К. Крупской, Королев, 2013. с. 46-56 (переизд. с исправлениями: О переводе «французского характера в русские буквы». Флоберовские мотивы в творчестве Достоевского.// Французский коллегиум. Выпуск 6. Французские пассажи Ф.М. Достоевского. Спб, Спбгэу, 2014, с 98-109).
-Война в романе Жоржа Батая «Аббат С.». // Литература и война. Век двадцатый. Сборник статей в честь 90-летия Л.Г. Андреева. М., Макс-Пресс. 2013. С.209-220, 1 лист.
-«La récеption de l’oeuvre de Michel Tournier en Russie» // Michel Tournier. La réception d’une œuvre en France et à l’étranger. Presses Universitaires de Rennes, 2013 ; p. 195-214.
- L’invention du roman en zaoum ? Sur Quatre romans phonétiques d’Alexeï Kroutchenykh // Cahiers de Narratologie, № 24, 2013.
http://narratologie.revues.org/6711.24 | 2013 (название выпуска: Avant-gardes et littérature narrative Sous la direction de Barbara Meazzi et Isabelle Krzywkowski)
- О двух направлениях в исследовании творчества Марселя Пруста в трудах Бориса Грифцова// Литература XX – XXI веков: итоги и перспективы изучения. Материалы Одиннадцатых Андреевских чтений / Под редакцией Н.Т. Пахсарьян. — М.: Экон, 2013. – С. 17-26. – Электронная версия - http://morebo.ru/tema/segodnja/item/1378326143332#sthash.Fils4Gkh.dpuf
- Пруст и русская (советская) теория романа 1920-1930-х годов // Россия и Франция XVIII-XX вв. Лотмановские чтения. Сер. "Monumenta Humanitatis. Чтения ИВГИ - ИВКА - ЦТСФ" Российский государственный гуманитарный университет, Институт высших гуманитарных исследований имени Е. М. Мелетинского, Институт восточных культур, Центр типологии и семиотики фольклора. М. РГГУ 2013г. 448 с. (ISBN: 978-5-7281-1573-1 / 9785728115731).
- Улыбка отчаяния // Камю А. Бунтующий человек, М., АСТ, 2014 с. 469-508
- Сюрреализм // Зарубежная литература ХХ века, 2-е изд., пер. и доп. Под рук. В.М. Толмачева. Т. 1. Первая половина ХХ века. Учебник для академического бакалавриата. М., Юрайт, 2014. ISBN 978-5-9916-3443-4. С. 92-106
- Малларме и радостная красота повседневности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия «Филология», выпуск 2 (37). 2014. С. 85-91 (Рец.: Barbara Bohac. Jouir partout ainsi qu’il sied. Mallarmé et l’esthétique du quotidien. P.: Classiques Garnier, 2013)
- Трансгрессия, сакральное и кич в интерпретации сюрреализма Вальтером Беньямином // К/т Проблемы культурного пограничья. Памяти В.Б. Земскова.М. ИМЛИ РАН М. 2014. С. 432-441.
- Вокруг публикации рассказов Франца Элленса в 1930-е годы в СССР. Материалы к исследованию // Новые российские гуманитарные исследования, 2014, № 9
- Discussions sur Joyce et Proust dans la revue Literatourny kritik.Textes, prétextes et sous-textes // L’étranger dans la littérature et les arts soviétiques. Lille, Presses universitaires du Septentrion, 2014. Р. 63-74. 0,75 п.л.
- «Контроверса» как принцип сравнения? (теория романа Бориса Грифцова) // Сравнительно о сравнительном литературоведении. М., ИМЛИ РАН, 2014. С. 100-109. – ISBN 978-5-9208-0448-8. – 0,7 п.л.
- Жорж Батай в полемике вокруг «Бунтующего человека»: от критики «морали несчастья» к интеллектуальной солидарности с «бунтом» Альбера Камю» // Вестник Университета Российской Академии образования. № 3 (76), 2015. С. 20-26 (0,5 листа)
- Des formes organiques à l’abstraction dans l’œuvre d’Elena Gouro. Plaidoyer discret pour le « genre féminin » chez une futuriste russe // Le Troisième sexe des Avant-gardes. Paris, Classiques Garnier, 2015 – 1 п.л.
- Беньямин и проблема «суммирования» культуры во французском сюрреализме // Шарль Бодлер и Вальтер Беньямин: Политика и Эстетика. М., НЛО, 2015. 1 п.л.
- Достоевский и Флобер: к вопросу о границах сравнительного анализа творчества // Die Frau mit Eigenschaften. К 80-летию Нины Сергеевны Павловой. М., РГГУ, 2015, с. 279-297. 1 п.л.
- Введение // «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941. Исследования и архивные материалы». М., ИМЛИ РАН, 2015. С. 11-20.
- Театр Поля Клоделя в России (1910–1920-е годы) // «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941. Исследования и архивные материалы». М., ИМЛИ РАН, 2015. С. 363-436.
- Западные писатели-модернисты в журнале «Литературный критик». Пруст, Джойс, Дос Пассос // «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941. Исследования и архивные материалы». М., ИМЛИ РАН, 2015. С. 669-686.
- Русская культура и Франция: «Тетради Альбера Камю» // Русская литература в зеркалах мировой культуры: рецепции, переводы, интерпретации. М., ИМЛИ РАН, 2015. 2, 5 п.л.
- «Заметки на полях «истории одной вражды». Роль баденской встречи с Тургеневым летом 1867 года в открытии Достоевским творчества Флобера» // К Тургеневу в Баден-Баден. Сборник материалов научных конференции 2013-2014 годов. М., 2016. - С. 223-232 – 1 п.л. – ISBN тираж 500
- « ... À CELA S’AJOUTAIT L’APPUI DE LA RÉSISTANCE » : UN THÈME DE TROP DANS L’ABBÉ C. DE GEORGES BATAILLE ? // Écrire la guerre écrire le conflit. Lille, Collection UL3, 2016. – p. 259-269 – 1 п.л. - I.S.B.N. 978-2-84467-141-7 тираж 500
- М.В. Веселовская и ее переписка с франкоязычными писателями Бельгии в истории российско-бельгийских культурных связей начала ХХ века (Роденбах, Верхарн, Элленс) // Сибирско-французский диалог и литературное освоение Сибири XVII-XX веков. М., ИМЛИ РАН, 2016. – с. 419-428. – 1 п.л. – тираж 300 - ISBN 938-5-9208-0488-4
- «Тиара века» Клоделя-Аксенова как героическая трагедия о последствиях французской революции, или о невстрече Клоделя и Роллана в советском театре начала 1920-х годов // Литература и идеология. Век двадцатый. М.: Макс пресс, 2016. – с. 111-132 – 1 п.л. – тираж 200. ISBN 938-5-317-05287-4
- Семь манифестаций Тристана Тцара – философа, антифилософа и аа антифилософа // Тцара Т. 7 манифестов дада. М., Государственный музей В.В. Маяковского. С. 4-45. – 1 п.л.
- Тристан Тцара и его лекция «Сюрреализм и литературный кризис» (1946) // Тцара Т. Сюрреализм и литературный кризис. М., ИМЛИ, 2016. С. 7-49. 3 п.л.
- Андреев Леонид Григорьевич // Русские литературоведы ХХ века: Биобиблиографический словарь. Т. I: А–Л. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 51-53. – 0,75 п.л
- Оскар Уайльд в творчестве Альбера Камю: зеркала эстетизма и жертвоприношение «Веры» // Noscere est comparare. Компаративистика в контексте исторической поэтики. К юбилею Игоря Шайтанова. М., РГГУ, 2017. С. 166-186 1,5 п.л.
- Поэтические группы и движения во Франции рубежа XIX–XX веков: проблемы историографии, теории и поэтики // "Разрыв и связь времен. Проблемы изучения литературы рубежа XIX - XX веков". Отв. ред. А.Ф. Кофман, М.Ф. Надъярных. М., ИМЛИ РАН, 2017. С. 88-141 – 4 п.л.
- Концепции «mоderne» и «modernité» во Франции второй половины XIX – начала ХХ века // "Разрыв и связь времен. Проблемы изучения литературы рубежа XIX - XX веков" ". Отв. ред. А.Ф. Кофман, М.Ф. Надъярных. М., ИМЛИ РАН, 2017. С.. 675-694.
- Институционализация «декаданса» во Франции в 1885-1886 годы: к вопросу о формировании терминологии литературного процесса на рубеже XIX-XX веков // Stephanos, № 4 (24), июль 2017. http://stephanos.ru
- Dostoevski // Dictionnaire Flaubert.2017, Paris, Honoré Champion / Classiques Champion . 479-482
- Réception en Russie // Dictionnaire Flaubert.2017, Paris, Honoré Champion / Classiques Champion 1310-1316
- Transpositions « révolutionnaires » du drame catholique : autour de la tragédie « La Tiare du siècle » de Paul Claudel // Littératures croisées. La langue de l’autre. Fragments d’un polylogue franco-russe (XXe-XXIe siècles). Martina Stemberger/Lioudmila Chvedova (dir.), Nancy, PUN-Éditions Universitaires de Lorraine, 2018 . Р 117-138. 1 п.л.
- Что такое сюрреалистическая революция? (о некоторых аспектах бретоновского концепта) // Литература и революция. Век двадцатый / Ред. О.Ю. Панова, И.Ю. Попова, В.М. Толмачёв. – М.: Литфакт, 2018. – Выпуск 4. – 544 с. (Научная серия «Литература. Век двадцатый».)Литература и революция. С. 419-435 1 п.л.
- Между «русской модой», культурными стереотипами и «реализмом-любовью»: И.С. Тургенев в книге Э.-М. де Вогюэ «Русский роман» // Вестник МГУ, сер. 9, Филология. № 6. C 189-202. 0, 75 п.л. ISSN 0130-0075
- Rêves et misères d’une mise en scène de la « religion de la souffrance » : « L’Esprit souterrain de F. DostoPievski et de H.- R. Lenormand au Grand-Guignol (1912) // Зборник Матице Српске за славистику - Zbornik Matice Srpske za Slavistiku-Matica Srpska Journal of Slavic Studies, № 94, 2018 . с. 79-94. 1 п.л.
- Médiations et émotions: le processus de la construction d'un dialogue entre les cultures belge et russe dans les lettres de Franz Hellens à Maria Vesselovskaïa (1912-1927) // Svetlana Cecovic, Hubert Roland, Laurent Béghin (dir.), Réception, transferts, images. Phénomènes de circulation littéraire entre la Belgique, la France et la Russie (1870-1940), Louvain-la-Neuve, Presses Universitaires de Louvain, 2018. P. 75-94. 1, 5 п.л.
- Проблема сакрального в размышлениях Э.-М. де Вогюэ о Тургеневе // И.С. Тургенев: текст и контекст. Коллективная монография под ред. А.А. Карпова. СПб.: Скрипториум, 2018. 0,5 п.л.
- Эрнест Миллер Хемингуэй // Литература. 11 класс. Учебное пособие. Углубленный уровень. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС. под ред. Коровина В.И. М., Просвещение. 2017/2018. С. 335-341
- Клодель – читатель Достоевского // Русская классика между Востоком и Западом: религиозно-филолософские смыслы. СПб: Изд-во РХГА, 2018. С. 112-134. 1,5 п.л.
- Художественная коммуникация как энциклопедический проект французского сюрреализма // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2019. № 2. С. 28-40.
5. Научные комментарии:
- Антология французского сюрреализма. 20-е годы. М., ГИТИС, 1994. (совм. c С.А. Исаевым)
- Батай Ж. Ненависть к поэзии. М., Ладомир, 1999.
- Нанси Ж.-Л. Corpus. М., Ad Marginem. 1999.
- Сартр Ж.-П. Тошнота (сборник избранных художественных произведений). М., АСТ, 2003.
- Батай Ж. Проклятая часть. М., Ладомир, 2006.
- Т. Тцара. 7 манифестов дада. М., Государственный музей В.В. Маяковского, 2016.
6. Переводы с французского:
- Жермена де Сталь. О литературе (отрывки). / Литература XIX века. Антология. М., Высшая школа, 1990, с. 20-23, 28-33.
- Антология французского сюрреализма. 1920-е годы.Сост. совместно с С.А. Исаевым (переводы Е. Гальцовой - Андре Бретон «Надя», «Однажды там будет», А.Бретон и Филипп Супо «Магнитные поля», Луи Арагон «Тень изобретателя», «Защита бесконечности.Ирен», Рене Кревель «Дух против разума», МишельЛейрис «Авантюрная жизнь Ж.-А. Рембо», «Метафора», а также тексты АнтоненаАрто, Роже Витрака, Бенжамена Пере, Жоржа Рибмон-Дессеня, Поля Элюара, Макса Эрнста, Джоржио де Кирико и др.). М., ГИТИС, 1994.
- Письма и статьи французских сен-симонистов из архивов бывшего Института Маркса-Энгельса-Ленина. / Новое литературное обозрение. № 13, 1995, с. 294-314.
- Жерар Женетт. Работы по поэтике (перевод 11 статей). / М., Изд-во им. Сабашниковых. 1998, т. 1, 2.
- Анни Юберсфельд. Поль Клодель. / Поль Клодель. Полуденный раздел. М., ГИТИС, 1998, с 5-24.
- Жорж Батай. Ненависть к поэзии (перевод повестей «Невозможное», «Аббат С.», «Жюли», «Мадам Эдварда», «Divinus Deus»). М., Ладомир, 1999.
- Жан-Люк Нанси. Corpus. (совм. с Е. Петровской). М., Ad Marguinem, 1999. (перевод и комментарии).
- Жаклин Шеньо-Жандрон. «Понятие поэтического субъекта в творчестве сюрреалистов и авангардистов. Проблемы методологии». / Сюрреализм и авангард. М., ГИТИС, 1999, с.9-21.
- Мишель Конта. Рукопись, первое издание, «каноническое» издание, осуществленное с согласия автора, - чему же верить? («Тошнота» Сартра). / Генетическая критика во Франции. М., ОГИ, 1999, с. 275-282.
- Мишель Сюрия. Из биографии Ж. Батая. / Иностранная литература. М., 2000, № 4, с. 164-177.
- Анни Юберсфельд. Ариан Мнушкин и Театр Солнца./ Академические тетради, М., № 7, 2001, с. 103-114.
- Антонен Арто. Три статьи посвященные театру. / Начало. М., № 5, 2002, с. 285-293.
- Альбер Камю. Из записных книжек. Тетради N VII –IX (1951-1959). /А. Камю. Посторонний. М., АСТ, 2003, с. 716-768.
- Маргерит Дюрас. Вторая музыка (перевод пьес «Сквер», «Как это будет по-шагийски?», « Yes, может быть». М., ГИТИС, 2004.
- Гейро Режис. Предисловие к кн. Илья Зданевич. Письма к Моргану Филипсу Прайсу. М., Гилея, 2005. с. 5-18.
- Батай Жорж. Эротика. // Батай Ж. Проклятая часть. М., Ладомир, 2006. С. 491-705.
-Тесты из Tel Quel: Революция здесь и сейчас (с. 124-125), Филипп Соллерс «Программа» (с. 84-89), «Великий метод» (с.126-133), «Р.Б.» (с. 218-228) // База. Передовое искусство нашего времени, 2011, № 2.
- А. Бретон, Ф. Супо. Магнитные поля (новая версия перевода). М., Опустошитель, 2012. (опубл. вместе с романом В. Климова «Бесплатное питание на вокзалах»)
- Старобинский Ж. Урок Ностальгии. Изобретение болезни // Старобинский Ж. Чернила меланхолии. М., НЛО, 2016, с. 247-270.
- Тцара Т. Сюрреализм и литературный кризис. М., ИМЛИ РАН, 2016, с. 49-65. 0,75 п.л
- Камю А. Записные книжки (1951-1959). // Альбер Камю. Бунтующий человек. Падение. Изгнание и царство. Записные книжки (1951-1959). С. 509-733. Пер. и примечания Е.Д. Гальцовой.